«Когда в товарищах согласия нет»

Главная / для родителей / «Когда в товарищах согласия нет»

«Когда в товарищах согласия нет»

(профилактика конфликтов в подростковой среде)

Самый сильный тот, у кого есть сила
управлять самим собой…

Сенека

Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом.

В настоящее время научный интерес к проблеме конфликта усилился, что в немалой степени объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Умение различать конфликты, стимулирующие развитие личности и общественных отношений, и конфликты, разрушающие коммуникацию, обеспечивает готовность молодого поколения к самостоятельной жизни.

Ключевая роль в формировании у человека умения общаться  другими людьми принадлежит школе.

          Актуальной  проблемой современного общества становится рост  в молодежной среде агрессивных тенденций. Взрослые все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах.      

         Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных педагогических и  психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией,  чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает подросток в конфликтной ситуации.

         Для учителей и родителей, необходимо знание  причин конфликта, понимание  его природы.

        

Знание психологической природы и видов конфликта – условие его успешного разрешения

        

         Конфликт – от лат. (conflictus – столкновение). Противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, установок, стремлений, острый способ развития и завершения противоречий, сопровождающихся негативными эмоциями по отношению друг к другу.  

         В соответствии с данным определением выделяют четыре вида конфликтов:

  • внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;
  • межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизни взаимоисключающие цели;
  • межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;
  • личностно-групповой – возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.  

 

В подростковом возрасте создаются  особенные условия для возникновения детских конфликтов

 

         Подростковый возраст — это трудный период  психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации,  подростку присуща потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.   

         Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, но обычно  быстро сменяющие друг друга увлечения.

            Подростки уже многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферы своей  деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым,  которая превращается в этот период в доминирующую. Прежде всего, это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых.

            Потребность быть и считаться, взрослым тесно связана с потребностью в самоутверждении, что побуждает подростка  во всех поступках ориентироваться на мнение товарищей. Учитель для подростка уже не является таким непререкаемым авторитетом, как для младшего школьника. Стремление занять достойное место в коллективе сверстников — один из главных мотивов его поведения и деятельности. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.

Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многочисленные нарушения норм и правил поведения так называемыми «трудными» подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка.      

Среди молодежи наиболее распространены конфликты лидерства, в которых отражается борьба лидеров и их группировок за первенство. Путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости. На ранних этапах социализации агрессия может возникнуть случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из сложных ситуаций. Неосознанная внушаемость и осознанный конформизм (пассивное принятие существующего порядка и господствующих взглядов, беспринципное придерживание того,  что насаждается силой авторитета) обуславливают борьбу за лидерство как межгрупповой конфликт. Результатом такого конфликта может стать преступная деятельность подростков, мотивами которой будут солидарность, подверженность групповому влиянию, самоутверждение.

         Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом. Он помогает не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, любят и ценят. По некоторым данным, в свои любимые занятия учащиеся посвящают в основном товарищей и друзей, реже родителей и совсем редко — учителей.

         Одна из ярких особенностей подросткового возраста — личностная нестабильность. Она проявляется, прежде всего, в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме.    Но личностная нестабильность — это больше, чем колебания эмоционального фона. Как писал Л.С. Выготский, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Для подростка характерна нравственная неустойчивость. В младшем школьном и подростковом возрасте, по данным Л. Колберга, развивается конвенциональная мораль, при которой у ребенка еще нет истинной нравственности, и нормы морали остаются для него чем-то внешним. Этим нормам, правилам поведения большинство подростков следует для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей, сохранить с ними хорошие отношения, получить их одобрение. Ориентация на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних влияний.

   

Подросток не мыслит себя вне коллектива, и все события коллективной жизни вызывают у него активное эмоциональное отношение. Он испытывает подъем от переживания общности со своей группой, когда действует вместе со всеми и вместе со всеми выражает свое положительное или отрицательное отношение к событиям школьной жизни, за пределами школы и т.д. Отрыв от коллектива, изолированность, отсутствие друга или разрушение дружбы воспринимается подростком как личная драма.

         Пренебрежение взрослого к новому уровню самосознания подростка, игнорирование его важнейших потребностей лишь усугубляют конфликтную ситуацию, в которой живет подросток. Психологический дискомфорт в коллективе класса, напряженные отношения с учителями, а затем и с родителями способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими неизбежно ведет к снижению познавательной активности подростка. Может возникнуть общее негативное отношение к школе и к учебной деятельности вообще.

Поскольку подростки ищут для себя референтные группы среди сверстников и нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних становится определяющим. Иногда под влиянием приятеля или группы («за компанию») дети совершают поступки, на которые самостоятельно не решились бы и о которых позже могут жалеть. Автономная мораль и нравственная независимость от группы появляются к 16 годам.

Подростки часто перенимают наше отношение к конфликту и  к миру. Войну может победить только отказ от войны. Нужно учить детей отказываться от конфликтов. А это достигается, прежде всего, силой собственного примера взрослых. Именно этот опыт дети возьмут в свою дальнейшую жизнь.

Подросток не мыслит себя вне коллектива, и все события коллективной жизни вызывают у него активное эмоциональное отношение. Он испытывает подъем от переживания общности со своей группой, когда действует вместе со всеми и вместе со всеми выражает свое положительное или отрицательное отношение к событиям школьной жизни, за пределами школы и т.д. Отрыв от коллектива, изолированность, отсутствие друга или разрушение дружбы воспринимается подростком как личная драма.

 

Учет особенностей подросткового возраста как потенциал

для воспитания жизнеспособного поколения.

 

Стремление подростка к взрослению является, по сути, прогрессивной тенденцией развития, и воспитательная задача состоит в том, чтобы придать ей перспективное и позитивное направление.

Потребность взрослеющего человека занять достойное место в системе взаимоотношений с окружающими, появление у него желания быть принятым и признанным в коллективе являются очень, ценными. Это важный резерв формирования нравственной сферы личности.

 

Психологи считают, что в эмоциональном конфликте возможны только два выхода: или полное разъединение «враждующих сторон», исключающее возможность дальнейшего взаимодействия, или полная психологическая перестройка всех участников конфликта.

Овладение нормами дружбы — важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте.

Поэтому одна из главных педагогических мер преодоления конфликтов, подобных описанным выше, заключается в создании объективных условий в коллективе, когда каждый подросток будет поставлен перед необходимостью развивать в себе качества хорошего товарища, настоящего коллективиста.

Наконец, следует помнить, что надежной основой для устранения противоречий и сплочения, ранее конфликтовавших сторон выступает объединение их интересов.

Для конструктивного решения необходимо вернуться к источнику противоречия, то есть к вызвавшей его проблеме. Именно она требует решения, причем ни одно из тех, на которых настаивают конфликтующие стороны, по всей вероятности не подходит. Взаимоприемлемое решение находится между позициями сторон, и каждая из них должна сделать свой шаг навстречу.

Оптимальное разрешение конфликтов обеспечивается в рамках подлинно  демократичного стиля педагогического общения, при котором обе стороны признают права друг друга на собственные позиции и стремятся эти позиции примирить, сблизить, достичь компромисса. Разрешение противоречия тут осуществляется не по принципу “мой выигрыш – твой проигрыш”, а в интересах взаимного выигрыша. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что учащиеся принимают активное участие в обсуждении сложившихся отношений и совместно с учителем ищут пути выхода из ситуации. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность суждений и действий учащихся, проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям со стороны учащихся, вникает в их личные дела и проблемы.          Руководствуясь демократичными принципами отношений, учитель, прежде всего, попытается выслушать позиции обеих сторон, поможет ребятам проанализировать сложившуюся ситуацию, определить их правильные и ошибочные действия и попытается провести совместное дело, в котором бы успешный ученик проявил свои способности в интересах всего коллектива.

Психологи считают, что хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Важно отметить, что решающее значение имеет при этом высокий нравственный смысл совместной деятельности. Кроме того, организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее подростков.

         Положительных результатов можно добиться, только объединив усилия родителей, психологов и педагогов. Одним из основных условий достижения успеха в решении данной проблемы является желание подростков получить навыки преодоления конфликтных ситуаций.

         Однако центральным звеном, в котором приобретаются знания и опыт,  предупреждение и разрешение  детских конфликтов, все же является сама школа, педагогический коллектив, учитель.

 

Григорьева М.С., методист

Домрачева Г.И., зам. Центра «Диалог».

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК